суббота, 30 января 2016 г.

Саженец для жизни или на выброс

Учёные-практики, которые пытаются изменить положение дел в садоводстве, вызывают уважение. Ниже приводим статью такого ученого, Александра Сычева,  размещенную на официальном сайте АППМ.


20.02.2012

А. Сычов "Российское питомниководство: прошлое, настоящее и будущие перспективы"

Сычов Александр Иванович, кандидат с.-х. наук,
В бывшем СССР питомниководство, как и все хозяйство, имело плановый характер и строго регламентировалось. Все питомники были государственными и выращивали посадочный материал в соответствии с целями и задачами садоводства. Размножались только тщательно проверенные районированные сорта, которые прошли двойной контроль: сначала в виде первичного сортоизучения в садах научно-исследовательских институтов и опытных станций, а затем в независимой системе госсортоиспытания. Дополнительно в питомниках в августе-сентябре проводилась апробация сортов независимыми государственными апробаторами, которые ежегодно повышали свою квалификацию на специальных курсах под руководством ведущих ученых-садоводов.
Существовал определенный резерв и для инноваций: питомникам научно-исследовательский учреждений разрешалось размножать новые нерайонированные перспективные сорта отечественной и зарубежной селекции выделившиеся по комплексу хозяйственно–ценных признаков при первичном сортоизучении, в объеме до 10-15% от общего количества выпускаемого материала.
Основными потребителями посадочного материала были специализированные плодоводческие совхозы, где на огромных площадях закладывались товарные сады. Они определяли основные требования к посадочному материалу, главным из которых была сортовая чистота и соответствующий подвой, особое значение придавали правильной формировке саженца. Обширной армии садоводов-любителей доставались лишь крохи с барского стола, которые ни в коей мере не могли удовлетворить ажиотажный спрос. С этим контингентом покупателей особенно не церемонились и часто под видом сортов продавали сортосмеси. Но поскольку все сорта были районированными, из таких саженцев вырастали здоровые, плодоносящие деревья, так что любитель не оставался в большом проигрыше, который скорее носил моральный характер.
Справедливо отметить, что, несмотря на определенное отставание, проявившееся в семидесятые – восьмидесятые годы прошлого столетия, наше товарное садоводство находилось на высоком технологическом уровне, вполне сравнимом с садоводством развитых стран.
Хуже обстояло дело с декоративным садоводством. Здесь уже начиная с 50-х годов прошлого века наметился существенный регресс: сокращался сортимент выпускаемых саженцев, деградировали технологии размножения, снижалась производственная дисциплина. Научными исследованиями в этой области занимались преимущественно ботанические сады. Их вклад в реальное производство саженцев и расширение сортимента оказался ничтожным. Сосредоточенные в них коллекции так и не стали основой для отечественного декоративного садоводства ни в прошлом, ни сейчас, и нет никакой надежды на будущее сотрудничество учёных с питомниководами, поскольку в этом не заинтересованы обе стороны.
Двадцать лет назад государство полностью отказалось от плановой экономики, в том числе руководства садоводческой отраслью. Либералы–рыночники в новом руководстве решили, что все отношения отрегулирует рынок. Сейчас, когда отечественное садоводство практически разрушено, всем стало понятно, насколько глубоким и преступным было заблуждение, что в XXI веке такая сложная и высокотехнологичная отрасль будет перестроена не под руководством государства, а стихийным примитивным рынком.
Прежде всего, за это время произошли радикальные изменения в отношениях производитель-потребитель. Исчезли крупные государственные специализированные совхозы и существовавшие при них питомники. В последние годы на их развалинах отдельные инвесторы, неплохие организаторы и бизнесмены, но обычно не имеющие никакого опыта и образования в области садоводства, пытаются наладить современное производство плодов, главным образом яблок и частично земляники. Внедряются зарубежные технологии интенсивного садоводства, преимущественно польские, причем внедряются целиком, включая выбор подвоев и сортов, без всякого учета наших климатических условий.
Приём этот не нов, по этому пути шли российские садоводы в конце XVIII–начале XIX столетия. Сто лет назад, в 1911 году в журнале «Прогрессивное садоводство и виноградарство» И. В. Мичурин писал: «Целые столетия времени мы перетаскивали к себе, платя большие деньги и затрачивая совершенно напрасно труд и время различные заграничные сорта …, а между тем, до настоящего времени один только Крым да западная окраина, с грехом пополам, доставляют на наши столичные рынки лишь жалкое подобие тех плодов, какими мы их покупаем в огромных количествах с их настоящей родины, из-за границы».
Тем не менее, именно эта тенденция стала сейчас определяющей в развитии отечественного промышленного плодоводства. Крупные производители предпочитают закупать саженцы за рубежом или размножать используемые в европейских технологиях сорта и подвои в своих питомниках.
 И если в полном соответствии со словами И.В. Мичурина в Краснодарском крае мы имеем немало положительных примеров, то в центральных областях много отрицательных. Так, в ОАО «Агроном» Липецкой области польскими саженцами заложили интенсивный яблоневый сад. В сравнительно суровую зиму 2009–2010 годов все саженцы вымерзли до уровня снега, и их пришлось срезать на обратный рост. Это достаточно точный показатель, что и в дальнейшем эти деревья будут недостаточно зимостойки. В эту же зиму в ОАО «Корочанские сады» Белгородской области полностью вымерзли уже вступившие в плодоношение 5 га черешни, 5 га абрикоса, и 5 га персика, заложенные польскими саженцами. Хотя в расположенной рядом Волоконовке в нашем питомнике летом 2010 года обильно плодоносили многие отечественные сорта черешни, созданные селекционерами юга Черноземья и соседней Украины, не уступающие, кстати, по качеству польским.
Ещё один пример. Есть прекрасный американский сорт яблони Голден делишес, известный еще с середины XIX века. Сейчас это один из ведущих сортов в мире. Он довольно зимостоек и при прививке в крону растет даже в Подмосковье, но исключительно требователен к условиям вегетационного периода, ему нужно минимум пять месяцев тёплого лета и достаточное количество осадков. Ещё 30 лет назад наши ученые установили, что в России его можно выращивать только южнее Ростова–на–Дону. Тем не менее, наши садоводы сейчас этим сортом закладывают большие площади садов в Центральном Черноземье. В равной мере это относится и к группе американских сортов, представляющих собой клоны Делишеса.
Мы снова наступаем на те же грабли, что и наши предки. Но если они были первопроходцами, то в нашем арсенале была мощная отечественная садоводческая наука. Почему же не используются её достижения?
По аналогичному пути развивается и российское декоративное садоводство. В реализацию поступает почти исключительно посадочный материал из европейских питомников. Подавляющее большинство размножаемых там декоративных деревьев и кустарников незимостойки даже на юге Центрального Черноземья. А размножение и доращивание их в теплицах, стимулирование быстрого роста высокими дозами удобрений формируют у них склонность к затягиванию ростовых процессов, сильному подмерзанию или гибели в первую же зиму. Попытки ориентироваться на западноевропейские сорта зимостойких у нас диких видов также пока успехом не увенчались. Например, многие европейские сорта туи западной оказались неустойчивы в Нечерноземье. Сильно обгорают на мартовском солнце при  наличии снежного покрова даже сеянцы ели колючей, псевдотсуги сизой, сосны обыкновенной и других видов хвойных, местные представители которых совершенно устойчивы. Следует учесть, что неблагоприятные зимы в России имеют свойство повторяться, причем набор повреждающих факторов каждый раз меняется, и тогда даже те западные виды и сорта, которые на протяжении многих лет успешно росли и казались зимостойкими, будут сильно страдать. Так, в прошедшую зиму 2010-2011 годов, когда у нас впервые за много лет в марте стояла солнечная морозная погода при наличии снежного покрова, у меня в саду полностью погибла золотистая форма туи гигантской, которая совершенно не страдала более 10 лет и достигла 3 м высоты.
Ещё одна особенность нового времени – резкая деградация садоводческой науки. Она началась ещё при старом режиме в 70-80–е годы прошлого века вместе с упадком всего социалистического производства. Сейчас НИИ садоводства и опытные станции влачат жалкое существование. Уцелевшие научные сотрудники получают мизерные зарплаты, сравнимые по размеру с пенсиями. Фактически государство отправило их на пенсию. Результаты исследований, которые публикуются в научных сборниках, настолько далеки от запросов и проблем современного садоводства и питомниководства, что даже руководители питомников, сами в прошлом учёные, их не читают. Сегодняшняя ситуация полностью соответствует крылатой ленинской фразе: «Наука без практики мертва, практика без науки слепа». Между тем для придания конкурентоспособности отрасли садоводства в целом и питомниководству в частности нужно научное обеспечение.
Советская наука прошла мимо или обращала слишком мало внимания на многие темы, сейчас актуальные для садоводства и питомниководства. Слабо разработаны вопросы селекции и сортоиспытания клоновых подвоев, особенно для груши, вишни, черешни. Требуются серьезные исследования по подбору высокотехнологичных сортов яблони, груши, вишни, сливы, русской сливы, черешни, особенно для средней зоны, где ведущие европейские сорта незимостойки. Советские селекционеры создали многочисленные сорта плодовых культур, но совершенно не проверена их пригодность для современного интенсивного садоводства. Требуют большой доработки вопросы хранения плодов семечковых культур, особенно груши в регулируемой газовой среде. Крайне остра проблема оздоровления отечественных сортов плодовых культур и подвоев от вирусных болезней, здесь мы отстаем от западных коллег на десятки лет.
Если в плодовом садоводстве за советские годы был сделан значительный научный задел, то в декоративном дела обстоят совсем печально. Надежда на западноевропейские сорта абсолютно не оправдалась, в последние суровые зимы в садах произошла их массовая гибель. Это одна из главных причин того, что наши садоводы–любители сейчас часто отказываются от декоративных деревьев и кустарников и возвращаются к плодовым. Необходимо срочно начинать селекцию отечественных зимостойких сортов декоративных культур, как хвойных, так и лиственных. Эту работу могут проводить и частные питомники. XIX век был временем охотников за растениями для английских питомников. XXI век должен стать временем охотников за растениями для российских. И на основе собранных растений надо начать работы по селекции декоративных форм и сортов.
В последние двадцать лет главным потребителем посадочного материала стал садовод-любитель. Он в первые годы рыночной экономики создавал ажиотажный спрос на рынке. И этот спрос начали удовлетворять всеми возможными способами. На рынки центральных районов России стали поступать саженцы из южных питомников бывшего СССР. Саженцы успешно вымерзли через несколько лет, зато массово распространились по стране карантинные болезни и вредители.
Благодаря спросу на саженцы со стороны садоводов-любителей мощный толчок к развитию получило отечественное питомниководство в частном секторе. Выращиванием саженцев на своих приусадебных участках стали заниматься бывшие научные сотрудники, техники, лаборанты, потерявшие работу или вышедшие на пенсию. Они имеют достаточно высокую квалификацию, хорошо разбираются в технологиях питомниководства. Сначала они пользовались черенками и семенами из садов институтов и станций. Эти люди способны производить высококачественные саженцы, соответствующие требованиям современного садоводства, если им предъявить эти требования. Но современный рынок, к сожалению, выставляет другие ориентиры.
Сами мелкие производители, как правило, на рынке не торгуют. Эту нишу заняли посредники, как крупные фирмы, так и мелкие перекупщики. Последние обычно никакого отношения к садоводству не имеют, саженцы их интересуют только как выгодный товар, поэтому они установили свои требования к качеству. Поскольку определить по внешнему виду саженца его сортовую принадлежность практически невозможно, это главное требование перестало быть ведущим. Закупая саженцы у питомниковода, посредник совершенно не интересуется их сортовой принадлежностью. Нужную красивую картинку с описанием сорта и его фотографией он повесит на любой саженец. Его интересуют крупный размер, красивые крона и корни. Подстраиваясь под его запросы, питомниководы отобрали по каждой плодовой культуре 3-4 сорта, которые дают самые красивые саженцы, и размножают только их. Например, в Россоши и её окрестностях, где сложился один из центров производства саженцев в России и где этим занимаются десятки, если не сотни семей, размножают сорта: яблони - Жигулёвское, Мелба, Белый налив, Спартан; груши - Мраморная, Татьяна, Десертная россошанская; вишни - Прима, реже Тургеневка, Молодежная; сливы - Ренклод Карбышева, Ника, реже Ренклод советский; черешни - Юлия, иногда Ранняя розовая; абрикоса - Десертный. Напрасно многие садоводы–любители разыскивают саженцы, например, превосходного сорта груши Тихий Дон. Его никто не хочет размножать, поскольку он дает некрасивые, кривые и слабые саженцы, а вместо него покупателям подсовывают саженцы одного из трех вышеперечисленных сортов.
Эта проблема актуальна для многих членов ассоциации. Они тоже закупают посадочный материал в европейских и частных отечественных питомниках, причём при выборе поставщиков в первую очередь ориентируются на красивый внешний вид и дешевизну саженцев. Строго говоря, то на рынок поступает самый настоящий брак. Такой товар не может удовлетворить потребителя, но специфика садоводства такова, что обман обнаруживается только через несколько лет. Разочарованный садовод уходит с рынка и старается приобретать саженцы альтернативным путем: копает поросль у соседей и знакомых, учится сам прививать и т. д. Если наше питомниководство и дальше будет развиваться в этом направлении, то рынок саженцев будет все больше сокращаться и наступит неминуемый крах, потому что вечно обманывать потребителей невозможно.
Целый ряд наших питомников старается выполнять требования цивилизованного рынка посадочного материала, строго соблюдая сортовую чистоту. Но пока эта тенденция не поддерживается общим направлением развития, а скорее идет против него и в конце концов будет сломлена.
Ведущая роль в координации гармоничного развития садоводства как целого организма в цивилизованных странах принадлежит государству и его структурам. Положительный пример такого регулирования мы видим в соседней Беларуси.
У нас тоже есть такие государственные службы, как Государственная комиссия по сортоиспытанию, Россельхознадзор, Россельхозцентр. Теоретически они должны проводить независимые испытания сортов и включать лучшие в рекомендуемый сортимент, препятствовать занесению в страну и распространению карантинных болезней и вредителей, помогать питомникам производить оздоровлённый посадочный материал, проводить апробацию саженцев в питомнике и выдавать сортовые свидетельства. К сожалению, в России эти службы не выполняют своих функций. До сих пор они действуют либо по регламенту, принятому еще в советские времена, либо по скопированному с западных стран без учета новой отечественной специфики. Сейчас, при радикальном изменении условий работы, отсутствии государственного органа, координирующего развитие всей отрасли садоводства в целом, деградации научного уровня, отсутствии подготовленных кадров вся их работа сводится к выдаче за определенную мзду разрешительных документов. А поскольку они сами кормятся с этих платежей, то и увеличивают их путем введения новых справок и сертификатов, создавая дополнительные ненужные трудности в работе производителей. Без глубокой реформы этих структур и создания единого центра, координирующего развитие садоводства в целом, выполнение ими реальных задач, стоящих перед отечественным садоводством, невозможно.
Сейчас уже сами садоводы и питомниководы берут на себя ряд функций этих госструктур, например, по договоренности открывая у себя госсортоучастки и осуществляя за свой счет уход за насаждениями плодовых и ягодных культур на них. Такие госсортоучастки создали ОАО «Корочанские сады» Белгородской области и ООО «Сады России» Челябинской области. Такое сотрудничество заслуживает самой горячей поддержки.
Мы должны признать, что наше садоводство зашло в тупик и дальнейшее движение в этом направлении чревато серьезными отрицательными последствиями. Наше садоводство остро нуждается в воссоздании государственного координирующего центра по развитию. Вот первоочередные задачи, которые должен решить этот центр:
1.                         Тесно увязать тематику исследований НИИ садоводства и опытных станций с нуждами садоводства и питомниководства; привлечь к формированию такой тематики производителей плодов и посадочного материала.
2.                         Возродить проектные институты по закладке садов, которые должны тесно сотрудничать с НИИ садоводства и опытными станциями с одной стороны и производителями с другой; выдавать субсидии только на сады, заложенные по проектам.
3.                         В соответствии с планами закладки садов размещать в отечественных питомниках заказы на производство посадочного материала с выдачей кредитов с субсидированной ставкой.
4.                         Создать государственную межобластную лабораторию по оздоровлению посадочного материала от вирусных болезней, а также бесплатному тестированию маточников на наличие вирусов в отечественных питомниках.
5.                        Реорганизовать и перестроить работу Государственной комиссии по сортоиспытанию, Россельхознадзора, Россельхозцентра так, чтобы они действительно оказывали практическую помощь отечественному садоводству и питомниководству, а не просто вымогали деньги за несуществующие услуги по выдаче ненужных документов. Увеличить финансирование этих госструктур с целью привлечения опытных кадров, которые должны проходить ежегодные курсы по повышению квалификации.
Очень важно, чтобы такой центр возглавил крупный специалист в области садоводства, хорошо знакомый с проблемами практического садоводства и питомниководства.
Если же в госструктурах не удастся создать единый координирующий орган, по моему мнению, такой орган должен быть создан на уровне АППМ. В его задачи будет входить: составление списка сортов, рекомендуемых к размножению в каждой зоне; проведение аттестации питомников и выдача им сертификатов; выявление недобросовестных производителей и поставщиков и доведение этой информации до общественности и т.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий