пятница, 20 января 2012 г.

Абрикос. История вопроса 1

  
    Поскольку заявленная в заголовке тема достаточно обширна, к ней можно возвращаться не единожды. Поэтому историй вопроса может быть несколько. Итак, начало.
 Кто из нас не выбирал на рынке курагу, отдавая предпочтение эластичным и блестящим плодам красивого оранжевого цвета. Я не была исключением. Мало кто остается верен прежним стереотипам, покупая невзрачные и бесформенные комочки коричневого цвета. Прояснение наступило, когда из телевизионной передачи на тему здоровья нации я узнала, что безупречный товарный вид оранжевой россыпи сушеных абрикосов достигается обработкой плодов сернистым ангидридом. Главный врач какого-то института восстановления здоровья дала лаконичное определение такой кураге: яд, и рекомендовала покупать те самые невзрачные комочки, на которые мы не обращаем внимания, несмотря на ценовое преимущество. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что мой любимый абрикосовый сок может производиться из сушеных плодов абрикоса с применением того же сернистого ангидрида. Знающий человек на мой немой вопрос безапелляционно заявил: большинство соков производится из сушенных абрикосов с применением уже известного химиката. Не лишено логики, ведь где могут брать свежее сырье производители абрикосового сока, например, из Подмосковья?
 Очень грустно! За свое здоровье и здоровье своих близких надо бороться постоянно, без перерывов и выходных дней. А ведь абрикос для жителей большинства регионов нашей страны – лакомство, доступное, в основном, в сушеном виде.
 Выход был один: снимать абрикосы с деревьев в своем саду. Сейчас, когда первым посаженным абрикосовым деревьям уже больше пятнадцати лет, все кажется простым. А когда начинался поиск первых экземпляров, приходилось терпеть и неудачи, и разочарования.
 Много лет назад проблема найти качественный саженец стояла не менее остро, чем сейчас. Сорта предлагались только местные. Их плоды были больше схожи с диким южным абрикосом, но урожайность и устойчивость к нашему непредсказуемому климату вполне устраивала нас. Стремясь найти сорта абрикосов других селекционеров, сталкивались все с тем же пресловутым обманом продавцов. Очень часто в качестве подвоя использовался подручный материал, в результате чего саженцы погибали из-за органической несовместимости нежизнеспособной подвойно-привойной комбинации . Сейчас мы абсолютно уверенны в надежности использования в качестве подвоя сеянца дикого или маньчжурского абрикоса.
 Не исключаем, что результаты апробирования новых подвоев позволят применять их наравне с дичкой абрикоса. Несомненно, хочется ввести в практику использование подвоев, естественно понижающих крону, что обеспечит лучшую адаптацию саженцев абрикоса в наших садах, облегчит уход за ними и сделает сбор урожая занятием не только приятным, но и легким.
 Вскоре удалось по случаю приобрести диковинки, и в саду поселились саженцы абрикосов селекции академика Г.Т.Казьмина. Хабаровские сорта абрикоса «Серафим», «Академик», «Хабаровский» попали к нам в город опять же благодаря неустанному творческому напору В.П. Пителина.
В последнее время присвоить заслугу начала испытаний хабаровских сортов у нас в городе пытаются многие, как, впрочем, и пальму первенства в решении вопросов продвижения других редких видов и перспективных сортов.
 Гости из Хабаровска прижились у нас, дают стабильный урожай крупных, десертного вкуса плодов, за исключением 2010 года, когда произошло подмерзание цветочных почек, но уже летом прошлого года мы собрали неплохой урожай.
 Основные проблемы в агротехнике выращивания абрикоса частично решаются правильной посадкой, отаптыванием снега в феврале-марте, уходом за кроной. Побелка защищает дерево от весенних ожогов, а если побелку провести с добавлением соответствующих препаратов, то можно одновременно и внести питание, и побороться с вредителями и болезнями.
 Сложнее обстоит дело с особенностью абрикоса просыпаться при наступлении первых теплых дней, даже если раннее потепление носит кратковременный характер. Это свойство называется провоцируемостью абрикоса на оттепели и у разных сортов абрикоса проявляется в большей или меньшей степени.
 Сейчас в саду тридцать разновозрастных абрикосовых деревьев, в прививке больше пятидесяти сортов. После встречи и обменов сортами на симпозиуме в конце прошлого года, о котором я уже упоминала, коллекция значительно пополнилась. Сказать, насколько, сейчас нельзя, ведь еще нужно сохранить черенки, выполнить прививку, дождаться результатов.
 Наше увлечение этой южной культурой на протяжении уже шестнадцати лет не пропадает, поскольку перспективы селекции абрикоса, выбор подвойно-привойных комбинаций в ближайшем и отдаленном будущем безграничны. Подтверждение этому нашлось и в выступлениях на симпозиуме специалистов. Это значит, что у наших земляков со временем появится реальная возможность выбирать лучшее из лучшего, и оправдаются надежды тех, кто проводит активную работу по продвижению косточковых культур на север. Особо хочется отметить  вклад генерального директора НПО «Сады России» В.В. Степанова. Можно только представить, каких трудов стоит организовать и успешно провести съезды садоводов, собрать под одним знаменем единомышленников из ученого бомонда и практикующих специалистов! Верю, что такое большое дело способствовует развитию садоводства в стране в целом.
 О приемах агротехники абрикоса, применяемых в своей не всегда удачной практике, муж поведал телезрителям. Сюжет из «Зеленой передачи» предлагаю вам для просмотра:


Комментариев нет:

Отправить комментарий